Государственное устройство


По форме государственно-территориального устройства Аргентина федерация, в состав которой входят 23 провинции и столичный автономный округ.

Действует Конституция 1853 г. в редакции от 24 августа 1994 г.

По форме правления Аргентина - президентская республика с элементами парламентаризма. Политический режим - демократический.

Высший законодательный орган - Национальный конгресс, состоит из Сената (72 члена) и Палаты депутатов (257). Каждые 2 года Палата депутатов обновляется наполовину, Сенат - на 1/3.

Палата депутатов является органом общенационального представительства; ее члены избираются от округов с примерно равным числом избирателей.

Исключительно Палате депутатов принадлежит право законодательной инициативы в области налогов и призыва в армию. Только Палата депутатов вправе обвинять перед Сенатом Президента и Вице-президента, главу Кабинета министров, министров и членов Верховного суда за плохое исполнение своих обязанностей или за должностные преступления, а также за преступления общего характера.

Сенат формируется из трех сенаторов от каждой провинции и от города Буэнос-Айрес, избираемых в прямой и совместной форме, причем два места принадлежат политической партии, набравшей наибольшее количество голосов, а третье - политической партии, следующей за ней по числу голосов.

Председателем Сената является Вице-президент Республики; он имеет право голоса лишь в случае, когда голоса сенаторов разделяются поровну. Сенату принадлежит право судить в открытом заседании лиц, обвиненных Палатой депутатов. Когда обвиняемым является Президент, заседание Сената проводит председатель Верховного суда. Сенат имеет также право уполномочить Президента объявить осадное положение в одном или нескольких пунктах Республики в случае нападения извне.

Помимо собственно законодательных функций в компетенцию Конгресса входит принятие государственного бюджета, установление налогов, ратификация международных договоров, решение вопроса об использовании и отчуждении земель, находящихся в собственности государства, регулирование выплаты внутреннего и внешнего долга страны, дача разрешения на ввод иностранных и вывод национальных войск, объявление осадного положения в одном или нескольких пунктах государства в случае внутренних беспорядков и утверждение или отмена осадного положения, введенного исполнительной властью во время каникул Конгресса, издание распоряжения о федеральной интервенции в какую-либо провинцию или город Буэнос-Айрес.

Законопроекты могут быть представлены в любую из палат членами Конгресса или исполнительной властью (за исключением законов, устанавливаемых Конституцией). После того как законопроект одобрен в одной палате, он направляется для обсуждения в другую. Одобренный обеими палатами законопроект передается исполнительной власти для изучения и если принимается ею, то промульгируется как закон.

Любой законопроект считается одобренным исполнительной властью, если он не возвращен в течение 10 дней, исключая праздничные. Законопроекты, отклоненные частично, не могут быть одобрены в остальной части. Однако нерассмотренные части могут быть промульгированы, если обладают нормативной автономией и их одобрение не нарушает духа и единства законопроекта, утверждаемого Конгрессом. В этом случае применяется процедура, предусмотренная для необходимых и срочных указов. Ни один законопроект, целиком отвергнутый одной из палат, не может вновь обсуждаться на сессиях того же года. Палата, где был предложен проект, не может внести новые дополнения или изменения к уже осуществленным другой палатой.

Законопроект, частично или полностью отвергнутый исполнительной властью, возвращается с возражениями исполнительной власти в палату, где он был предложен. Последняя вновь обсуждает его и, если подтверждает 2/3 голосов, направляет во вторую палату. Если обе палаты одобряют законопроект одинаковым большинством, то он становится законом и направляется исполнительной власти для промульгации.

Глава государства и правительства - Президент, избираемый непосредственно гражданами на 4 года. Ему помогает Вице-президент. Президент и Вице-президент могут быть переизбраны только на один последующий срок.

Президент Республики является Верховным главой нации и главой правительства. Он издает инструкции и распоряжения, необходимые для исполнения законов, следя за тем, чтобы дух этих законов не искажался распоряжениями, участвует в разработке законов, утверждает их и промульгирует. Президент ежегодно открывает сессию Конгресса, представляя при этом последнему отчет о положении государства и предложения реформ и мероприятий, которые он считает необходимыми и уместными.

В области внешних сношений Президент назначает и отзывает дипломатических представителей с согласия Сената, заключает и подписывает договоры, конкордаты и ведет переговоры, необходимые для поддержания нормальных отношений с иностранными государствами и международными организациями; принимает иностранных послов и допускает иностранных консулов.

Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства. В области внешней и внутренней безопасности он производит назначения на военные должности государства (с согласия Сената, а на поле боя - самостоятельно); распоряжается вооруженными силами и обеспечивает их организацию и распределение в соответствии с нуждами государства; объявляет войну, выдает каперские патенты и права на репрессалии с разрешения и одобрения Конгресса; объявляет осадное положение в одном или нескольких пунктах государства в случае нападения извне (на ограниченный срок и с согласия Сената). В случае внутренних беспорядков он объявляет осадное положение лишь тогда, когда Конгресс находится на каникулах.

В компетенцию Президента входит также право помилования, назначение и смещение главы Кабинета министров, министров, должностных лиц своего секретариата, консульских агентов и других должностных лиц администрации, если иной порядок их назначения не предусмотрен Конституцией; назначение членов Верховного суда (с согласия Сената), а также судей остальных федеральных судов (из предложенных Советом судей трех кандидатур и с согласия Сената).

Президент может потребовать от главы Кабинета министров и руководителей всех ведомств и департаментов администрации доклада по тем или иным вопросам.

Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Глава Кабинета министров и остальные министры-секретари, чье число и круг полномочий устанавливаются специальным законом, управляют делами нации, скрепляют своей подписью акты Президента, без чего они не имеют силы.

Глава Кабинета министров обязан: осуществлять общее управление страной; назначать служащих правительства (за исключением тех, кого назначает Президент); осуществлять функции и обязанности, которые делегирует ему Президент; координировать, готовить и созывать заседания Кабинета министров, председательствуя на них в отсутствие Президента; направлять в Конгресс проекты законов о министерствах и государственном бюджете; организовывать сбор государственных налогов и выполнять Закон о государственном бюджете.

Глава Кабинета министров должен присутствовать на заседаниях Конгресса по крайней мере раз в месяц, поочередно в каждой из палат, чтобы информировать о деятельности правительства. Он может быть освобожден от должности голосованием абсолютного большинства членов обеих палат.

Каждый министр несет ответственность за акты, которые он подписывает, и солидарную ответственность за акты, согласованные со своими коллегами. Министры ни в коем случае не могут принимать решения единолично, за исключением вопросов, относящихся к экономической и административной организации своих департаментов. После открытия сессии Конгресса они обязаны представить подробный отчет о положении в стране по вопросам, относящимся к деятельности соответствующих министерств.

Совмещение парламентского мандата с министерским постом не допускается.

Правовая система


Общая характеристика

Правовая система Аргентины в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее обособленную латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования аргентинского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское право значительно повлияло французское и германское законодательство.

В 1537 г. на испанскую Америку было распространено законодательство Кастильи - крупнейшей исторической области Испании. Оно состояло из множества сборников, немало из которых восходили к римскому праву и законодательству вестготов: сборник "Фуэро хузго" (Fuero JuzgoVII в.), "Фуэро реаль" (Fuero Real - 1225 г.), "Семь партид" (Libro de las leyesLas Siete partidas - 1263 г.; далее - "Партиды"), Законы Торо (Leyes de Тоrо - 1505 г.) и др. (подробнее см. в разделе "Испания"). В 1567 г. было закончено составление девятитомного собрания законов "Новый свод" (Nueva Reco-pilacion). С изданием "Нового свода" все не вошедшее в него законодательство отменялось. Но такие сборники, как "Фуэро реаль" и "Партиды", могли применяться в качестве дополнительных источников. На практике же "Партиды" по-прежнему играли не вспомогательную, а основную роль. Кроме того, существовало специальное законодательство для колоний, издававшееся как в самих колониях, так и в метрополии (королевские седулы, статуты, ордонансы, конституции, приказы, декреты, рескрипты и т.д.). В 1680 г. была проведена его официальная систематизация, которая вылилась в издание "Свода законов королевств Индий" (Recopilacion de las leyes do los Reynos de las Indias).

Наконец, в колониях, как и в Испании, суды часто выносили решения, ссылаясь непосредственно на доктрины римского и канонического права, которые также составляли часть правовой системы наряду с законодательством.

Слом феодальной правовой системы будущей Аргентины, как и других стран региона, начался в период освободительной войны против испанцев. Генеральная конституционная ассамблея 1813 г. приняла законы об отмене ряда феодальных повинностей и телесных наказаний, а также Закон, по которому дети, рождавшиеся от рабыни, становились свободными; Закон об отмене телесных наказаний. В 1826 г. образована Федеративная Республика Аргентина. В 1853 г. была принята Конституция, в соответствии с которой в Аргентине устанавливалась президентская республика, напоминающая своими чертами форму правления в США.

Замена колониального права национальным происходила в процессе кодификации. В 1859 г. в Аргентине принят Торговый, в 1869 г. Гражданский кодекс (вступил в силу в 1871 г.), в 1886 г. общенациональный Уголовный кодекс. Несмотря на это, при рассмотрении судебных дел ссылки на "Новый свод", "Партиды" и другие колониальные источники встречались даже во второй половине XIX в.

К концу XIX в. аргентинские города Буэнос-Айрес и Кордова превратились в крупнейшие центры правовой науки Западного полушария. Благодаря этому в Аргентине в отличие от большинства стран Латинской Америки, как правило, не рецепировали зарубежных кодексов, а старалась выработать собственные оригинальные документы, нередко включавшие заимствования сразу из нескольких правопорядков. Чаще всего в качестве образца выступало законодательство Франции, Испании, Германии, Италии, Чили, Бразилии.

В 1920-х гг. проведен ряд прогрессивных мероприятий: провозглашены основные демократические свободы, введено ограниченное рабочее законодательство, национализированы нефтепромыслы. В 1922 г. принят ныне действующий Уголовный кодекс. В период правления Президента Перона (1946-1955 гг.) в Аргентине получило развитие социальное законодательство. Последующая история страны представляла собой череду военных переворотов и хунт. С падением последней из них в 1983 г. установилось гражданское конституционное правление.

Основной источник права в Аргентине - законодательство. На вершине иерархии нормативных правовых актов находится федеральная Конституция, ст.31 которой гласит, что Конституция, законы, принятые Конгрессом на ее основе, и договоры с иностранными государствами являются высшим законом нации. Контроль за обеспечением этого верховенства осуществляют суды Республики всех уровней.

Конституция (п.12 ст.75) относит к компетенции федерального Конгресса принятие гражданского, торгового, уголовного, горнорудного кодексов, а также кодексов труда и социальных гарантий. Законодательство провинций подчинено федеральному.

В периоды военных диктатур законодательные функции брали на себя президенты и военные хунты, в угоду которым Верховный суд Республики признал за декретом-законом (decreto-ley), издаваемым правительством, силу закона. В настоящее время, согласно п.3 ст.99 Конституции, исполнительная власть под угрозой абсолютной недействительности не может издавать распоряжения законодательного характера. Только когда исключительные обстоятельства сделают невозможными обычные процедуры, предусмотренные Конституцией для утверждения законов, и речь не идет о нормах, регулирующих уголовное, налоговое и избирательное законодательство или статус политических партий, она вправе принимать указы, решения по которым принимаются с общего согласия министров, которые совместно с главой Кабинета министров должны узаконить эти указы.

Помимо этого Президенту принадлежат обычные нормотворческие полномочия; согласно Конституции (п.2 ст.99) он издает инструкции и распоряжения, необходимые для исполнения законов. Подзаконные акты нормативного характера может издавать и Кабинет министров (п.2 ст.100).

Судебная практика в Аргентине в отличие от большинства стран романо-германской системы признается источником права. Апелляционный суд здесь издает обязательные для нижестоящих судов "пленарные решения", цель которых официально состоит в обеспечении единообразного толкования судами правовых норм; кроме того, он принимает к рассмотрению апелляции на "неприменимость права", которые могут возбуждаться в случаях, когда постановление Апелляционного суда противоречит его собственному предыдущему решению. В этом случае суд не принимает решения по существу, а отменяет обжалованное решение и направляет его на новое разбирательство в соответствующее отделение, установив при этом норму, которую надлежит применить. Основой такого порядка является "пленарное решение" Гражданского отделения Федерального апелляционного суда от 3 октября 1958 г.

Обычай также признается источником права.

Наконец, важным источником права Аргентины являются международно-правовые акты. Согласно Конституции (п.22 ст.75) международные договоры и конкордаты превалируют над законом. При этом Американская Декларация прав и свобод человека, Всеобщая Декларация прав человека, Американская конвенция о правах человека и еще ряд прямо перечисленных в Конституции международных документов о правах человека обладают конституционным рангом и должны толковаться как дополняющие права и гарантии, признанные ею. Их денонсация возможна лишь с согласия квалифицированного большинства членов каждой палаты парламента. Остальные договоры и конвенции о правах человека после одобрения Конгрессом требуют 2/3 голосов от общего числа членов каждой палаты, чтобы получить конституционный ранг.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Действующий ГК Аргентины был принят 29 сентября 1869 г. и вступил в силу 1 января 1871 г. До этого применялось испанское законодательство вице-королевства Ла-Плата в соответствии с приоритетами, установленными "Сводом законов королевств Индии" 1680 г., Законы Торо, различные фуэро, а также положения "Семи партид" (субсидиарно).

Аргентинский ГК был разработан в 1869 г. Долмасио Белесом Сарсфельдом, профессором университета г. Кордовы. В своей работе он в значительной мере опирался на Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК); кроме того, были использованы многочисленные труды французских и других авторов. Например, ряд норм прямо заимствован из учебника Обри и Pay, а международное частное право- из учения Савиньи и Стори. Наряду с этим Сарсфельд широко использовал чилийский ГК, испанские законы, работы по подготовке бразильского кодекса Фрейтаса и другие материалы.

Принятый Кодекс структурно отличался от ранее принятых в других латиноамериканских странах. Он состоял из двух вводных титулов: а) "О законах", который посвящен действию законов в пространстве и времени, их применению и т.п. (22 статьи); б) "Об исчислении сроков" (7 статей), а также 4 книг: I - "О лицах"; II - "О персональных правах в гражданских отношениях"; III - "О вещных правах"; IV - "Общие положения о вещных и персональных правах" и заключительного титула "О применении гражданских законов" (всего 4051 статья). Такое строение обнаруживает наибольшее сходство с австрийским Общим гражданским уложением 1811 г.

Нормы, помещенные в I книгу, сформулированы, в общем, с тех же позиций, что и нормы соответствующего раздела чилийского ГК 1855 г. В книге II термин "персональные права" употребляется как собирательное обозначение обязательств; в ней содержатся нормы о классификации обязательств (натуральных, условных, альтернативных, факультативных, солидарных и др.); о порядке их прекращения; о юридических сделках; об обязательствах из деликтов; о различных видах договоров. III книга посвящена владению, приобретению права собственности и основаниям его прекращения, а также правам на чужие вещи (узусу, узуфрукту, праву проживания, сервитутам, ипотеке и антихрезу). В IV книге сосредоточены нормы о наследовании, а также о коллизии вещных и обязательственных прав, о давностных сроках и порядке их течения.

Брачно-семейные нормы ГК были основаны на консервативных романских традициях. Супруг обладал полной "отцовской" властью в семье, замужняя женщина до 1926 г. считалась частично недееспособной. В своей первоначальной редакции ГК Аргентины не воспринял закрепленной в ФГК секуляризации брака и возможности его расторжения посредством развода; каноническое право господствовало в этой сфере вплоть до 1889 г., когда была введена обязательная регистрация брака в гражданском порядке, а в отношении развода оно сохраняло свое действие на протяжении большей части XX в. Расторжение брака было разрешено Законом 1954 г., однако в 1956 г. действие этого Закона было приостановлено.

С целью обновления ГК был принят ряд законов: о гражданском браке (1888), о гражданских правах женщин (1926), о сельской аренде и земледельческих держаниях (1948), об усыновлении несовершеннолетних (1971) и др.

Однако принятие отдельных поправок к ГК 1871 г. не снимает вопроса о коренной реформе гражданского законодательства, одной из главных задач которой является преодоление дуализма частного права путем объединения гражданского и торгового законодательства в едином кодификационном акте. В 1998 г. в Аргентине опубликован проект нового Гражданского кодекса, который в 2001 г. был утвержден Палатой депутатов и передан для рассмотрения в Сенат. Это уже третья попытка принять новый ГК с 1986 г. (первый вариант был отклонен Президентом в 1987 г., второй - Сенатом в 1993 г.).

Ряд важных гражданско-правовых положений содержит и Конституция в редакции 1994 г. В частности, ст.42 устанавливает, что потребители и пользователи имуществом и услугами имеют право: на защиту своего здоровья, безопасности и экономических интересов; на адекватную и правдивую информацию, на свободу выбора; на условия равноправного и достойного обращения. Власти обеспечивают защиту этих прав, охрану конкуренции против любой формы разрушения рынков, контроль над естественными и законными монополиями, над качеством и эффективностью общественных услуг и учреждение обществ потребителей и пользователей. В 1993 г. принят первый в истории Аргентины Закон о защите потребителей.

Торговое право в Аргентине возникло с принятием Торгового кодекса провинции Буэнос-Айрес в 1859 г. До этого действовали изданные в колониях Ордонансы о торговле Бильбао 1737 г., Регламент о свободной торговле 1778 г. и средневековый Свод морских законов Каталонии (Consulado del Mar).

Торговый кодекс 1859 г. (ТК), разработанный при участии вышеупомянутого Сарсфельда, был принят для Республики в целом в 1862 г. Он включал четыре книги: о коммерсантах; о торговле; о торговых контрактах; о правах и обязанностях, возникающих из мореплавания и неплатежеспособности. В 1889 г. ТК был полностью пересмотрен; в него включили положения об акционерных обществах, биржах, чеках, текущих банковских счетах, сертификатах акций, морских залогах. В дополнение к ТК был принят ряд специальных законодательных актов (Декрет о компаниях смешанной экономики 1946 г., законы о кооперативных обществах 1926 г., о коммерческих предприятиях 1934 г., о банкротстве 1933 г.).

Порядок функционирования рынка ценных бумаг установлен Законом 1968 г., учредившим Национальную комиссию по ценным бумагам. Вексельное обращение регулируется Декретом-законом от 19 июля 1963 г., содержание которого совпадает с Единообразным законом о векселе, утвержденным Женевской конвенцией 1930 г. Обращение чеков регулирует Декрет-закон от 12 июня 1963 г., который следует принципам Единообразного закона о чеках, утвержденного Женевской конвенцией 1931 г.

Закон об авторском праве принят в 1933 г. и соответствует международным стандартам. Декрет 1994 г. распространил защиту на компьютерные программы. В 1996 г. принят новый Закон о патентах на изобретения и полезные модели, также соответствующий современным международным стандартам. Торговые марки и торговые наименования регулируются Законом от 26 декабря 1980 г.

Экономическое законодательство получило развитие в период правления Президента Х.Д. Перона (1946-1955 гг.). Его политику отличали социальное маневрирование, национализм, приверженность "третьему пути", подразумевавшему широкомасштабную национализацию, вмешательство государства в экономику. В 1946 г. было введено государственное планирование экономического развития. Последующие военные диктатуры и гражданские правительства проводили более гибкий курс, стремясь привлечь в страну иностранный капитал.

Начало регламентированию иностранных инвестиций положил Закон "Правовой режим иностранных инвестиций" от 4 декабря 1958 г. В последствии он был заменен новым законодательством, включавшим: Закон "Иностранные капиталовложения", принятый 7 сентября 1973 г.; Закон "Регистр иностранных капиталовложений", принятый 28 ноября 1973 г., и Декрет от 5 февраля 1974 г. по применению Закона об иностранных инвестициях.

В настоящее время иностранные инвестиции в Аргентине регулирует Декрет от 8 сентября 1993 г. Иностранные компании могут действовать в стране без регистрации или предварительного одобрения на тех же условиях, что и местные инвесторы.

В 1989 г. Аргентина приступила к осуществлению экономических реформ в "неолиберальном" духе. В первой половине 1990-х гг. была осуществлена программа приватизации предприятий государственного сектора.

Как и в других странах с рыночной экономикой, в Аргентине существует антимонопольное законодательство (Антитрестовский закон 1980 г.). Ведутся работы над более современным законом о защите конкуренции.

Трудовое право Аргентины, вопреки прямому предписанию Конституции, до сих пор не кодифицировано. Трудовое законодательство в стране стало активно формироваться в 1920-е гг. Наивысшего уровня оно достигло при режиме Х.Д. Перона, который делал многочисленные уступки рабочему классу, одновременно поставив под жесткий правительственный контроль профсоюзы. В 1974 г. принят Закон о трудовых договорах. Современное трудовое право предусматривает право на забастовку, на заключение коллективных договоров, 48-часовую рабочую неделю при 8-часовом рабочем дне.

В 1990-е гг. трудовое законодательство было реформировано и стало более гибким. В 1991 г. был принят широкий по содержанию и значительный по объему (160 статей) Закон о занятости. Он предусматривал проведение активной государственной политики на рынке труда, меры по усилению борьбы с нелегальной занятостью, помощь безработным, в частности образование Национального фонда занятости, предотвращение массовых увольнений и, наконец, регулирование новых видов трудового договора. Закон легализовал заключение четырех видов срочного договора (для начинающих предпринимателей, для молодых работников и др.). В 1995 г. было принято еще два закона. Первый из них устанавливал специальные правила регулирования работы неполное рабочее время и предусматривал дополнительные стимулы заключения договоров на срок. Второй - особое регулирование трудового договора на мелких предприятиях (менее 40 работников). Он облегчал возможность увольнения работников.

Основным источником гражданского процессуального права является ГПК 1967 г. Гражданский процесс основан на сочетании публично- и частноправовых принципов. Судье принадлежат значительные полномочия по распоряжению ходом разбирательства. Жюри присяжных в гражданском судопроизводстве не предусмотрено.

Уголовное право и процесс

Вплоть до окончательного учреждения республики в соответствии с Конституцией 1853 г. испанские уголовные законы ("Партиды", "Новый свод") в Аргентине продолжали применяться наряду с законами и декретами, издаваемыми начиная с 1810 г. сменявшимися в стране национальными и местными правительствами.

Конституция 1853 г. и реформа 1860 г. уполномочили Национальный конгресс создать для всей страны единый уголовный кодекс, с изданием которого провинции лишались собственных кодексов. За местными правительствами осталось лишь законодательство о "faltas" и "contravenciones" (нарушениях).

Первым шагом в области кодификации был проект, составленный по поручению федерального правительства (5 декабря 1864 г.) Карлосом Техедором. Первая часть этого проекта была представлена правительству 30 декабря 1865 г., вторая - 3 января 1868 г. В своих принципиальных положениях проект придерживается баварского Уголовного кодекса 1813 г. Он следует также "Партидам" и остаткам старого испанского уголовного законодательства. Проект Техедора не стал общенациональным кодексом, но был введен в действие в 9 провинциях из 14, а в 1881 г. - в столице Республики.

Первый общенациональный Кодекс был издан 7 декабря 1886 г. Его научная концепция следовала идеям классической школы уголовного права.

Действующий Уголовный кодекс был опубликован 29 октября 1921 г. и введен в действие 29 апреля 1922 г. Он является результатом уголовной реформы, начатой еще в 1891 г. Ему предшествовали проекты 1891, 1906 и 1917 гг. В своей основе Кодекс 1921 г. воплотил идеи "неоклассического" направления в уголовном праве, выразившиеся, в частности, в закреплении принципа "Nullum crimen, nulla poena sine lege" и принципа моральной ответственности. Он был составлен на основе испанского УК 1870 г. Определенное влияние на него оказал итальянский УК 1889 г.

Аргентинский УК имеет две части: Общую и Особенную. Общая часть состоит из 12 глав, содержащих 78 статей. Особенная - из 12 глав, содержащих 228 статей. В главах Общей части регулируются вопросы применения уголовного закона, системы наказаний, порядок его назначения и т.д. В Особенной части содержатся нормы о наказуемости определенных видов преступных деяний. Согласно существующему распределению полномочий между федерацией и провинциями, федеральные законодательные органы принимают уголовные кодексы и иные законы, устанавливающие ответственность лишь за "delitos" (преступления, проступки), оставляя за местными правительствами законодательство о "faltas" и "contravenciones" (нарушениях).

Для уголовного права Аргентины, как и других стран региона, характерно отрицательное отношение к смертной казни. Конституция 1853 г. запретила назначать смертную казнь за политические преступления. Законодательство о смертной казни часто изменялось. В 1921 г. был закреплен отказ от ее применения за общеуголовные преступления. Хотя в 1950 г. смертная казнь вновь появилась в Уголовном кодексе как санкция за некоторые преступления, совершенные в военное время, Конгресс не восстановил возможность применять ее в мирное время.

При последнем военном режиме (1976-1983 гг.) смертная казнь предусматривалась в законе за ряд преступлений, но судами не было вынесено ни одного смертного приговора (в то же время тысячи людей были казнены тайно, без суда и следствия). Когда в декабре 1983 г. в Аргентине было восстановлено гражданское правление, одним из первых актов правительства было предложение аннулировать законы, предусматривающие смертную казнь. Это предложение было принято Конгрессом Аргентины в августе 1984 г., и в УК смертная казнь не упоминается. В то же время Кодекс военной юстиции предусматривает ее за такие преступления, как измена, шпионаж, восстание и мятеж.

Среди видов наказания отсутствует и конфискация имущества, которая, согласно ст.17 Конституции, "навсегда исключается из Уголовного кодекса Аргентины". Запрещается также наказание плетью (ст.18).

Уголовный процесс в Аргентине основан на нормах Конституции и регулируется УПК, вступившим в силу в 1992 г. (в отношении военнослужащих также Кодексом военной юстиции).

Согласно Конституции никто не может быть принужден давать показания против самого себя, никто не может быть арестован, кроме как на основании письменного приказа компетентных властей (ст.18). В соответствии с законодательством распространена практика освобождения обвиняемых до суда под зало г. Судебное разбирательство, как правило, публичное. Конституция предусматривает, что все общеуголовные дела, кроме обвинений в порядке импичмента, рассматриваются судом присяжных.

Спустя пять лет после вступления в силу УПК 1991 г. начата подготовка его реформы в связи с ратификацией новых международных актов о правах человека.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система состоит из федеральных и провинциальных судов.

Федеральные суды включают Верховный суд правосудия, 17 апелляционных судов, окружные и территориальные суды на местах. Провинциальные системы, организованные по образцу федеральной, включают верховные, апелляционные и нижестоящие суды.

Федеральный Верховный суд состоит из 9 судей, назначаемых Президентом с согласия Сената. Таким же образом назначаются другие федеральные судьи. Судьи Верхового и нижестоящих судов сохраняют должности, пока ведут себя безупречно. По достижении судьями возраста 75 лет необходимо их новое назначение в вышеуказанном порядке (на 5-летний срок).

Верховный суд осуществляет свою юрисдикцию как апелляционный (за исключениями, предусмотренными Конституцией). Единственной и окончательной инстанцией он служит в делах, касающихся иностранных послов, посланников и консулов, в делах, где стороной является какая-либо провинция, и т.д.

Обязанность выбора судей и управление судебной властью лежат на Совете судей. Совет образуется периодически таким образом, чтобы сохранялось равновесие между представительством политических органов, избранных в результате всенародных выборов, судей всех инстанций и адвокатов из федерального списка. В него входят также представители академической и научной среды, число которых предусматривает закон.

Совет судей вправе: выбирать посредством публичных конкурсов соискателей в магистратуру низшей инстанции; высказывать предложения, связанные с тремя кандидатами для назначения судей низших судов; управлять ресурсами и выполнять бюджет, которые закон ассигнует на управление правосудием; осуществлять дисциплинарные взыскания судей; решать вопрос о начале процедуры отстранения судей, сформулировав соответствующее обвинение.

В Аргентине нет специального органа конституционного контроля; соответствующую функцию выполняют суды общей юрисдикции всех уровней. Верховный суд имеет право объявить любой законодательный акт антиконституционным.

Прокуратура является независимым органом с функциональной и финансовой автономией.

Статья 86 Конституции Аргентины предусматривает должность, аналогичную должности омбудсмана. Защитник народа - независимый орган, учрежденный внутри Конгресса страны, который действует с полной функциональной автономией без получения инструкций от какой-либо власти. Его задача- защита и охрана прав человека и остальных прав, гарантий и интересов, защищаемых Конституцией. Защитник народа назначается и отстраняется от должности Конгрессом 2/3 голосов присутствующих членов каждой из палат. Он пребывает на своей должности 5 лет и может быть назначен снова только один раз.

Высшим органом финансово-экономического контроля в Аргентине является Генеральная палата аудита (Auditoria General), осуществляющая свои полномочия от имени и в порядке "технического содействия" законодательной власти. Председатель палаты назначается по предложению политической партии оппозиции с наибольшим числом представителей в Конгрессе. В ведении Генеральной палаты аудита находится контроль за законностью всей деятельности централизованного и децентрализованного государственного управления. При необходимости она вмешивается в процедуру одобрения или отказа от представляемых счетов и инвестиций государственных фондов